«Современная школа» – площадка для развития «компетенций XXI века»
Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства обусловила появление Федеральных проектов Национального проекта «Образование», и, как закономерность – их реализацию на местах. Актуальность профессионального роста педагогических кадров школы и необходимость инновационных изменений – бесспорны: в соответствии с целевыми показателями ФП «Современная школа» к 2024 году порядка 95 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет должны быть задействованы в системе наставничества, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 90 % всех педагогических работников. Вектор методической деятельности школы на ближайшие 5 лет был определен. Педагогический коллектив вышел на комплекс мероприятий, которые позволяют оказывать качественные услуги всем участникам образовательных отношений. Позволяет вывести на более высокий уровень организацию и педагогическое сопровождение общего и дополнительного образования, повысить уровень представления и обобщения опыта на муниципальном и региональном уровнях.
Так, с 2019 года МБОУ «СОШ №1» г. Зимы включилась в работу региональной пилотной площадки Комитета по образованию «Развитие кадрового потенциала». В 2020 году школьному проекту «Компетентный учитель: от идеи – к структуре и содержанию» был присвоен статус, значимый для развития муниципальной системы образования и уже в 2021 году в данный проект была логично встроена школьная программа по реализации муниципальной целевой модели наставничества в форме «учитель-учитель». В проекте прослеживается корреляция показателей с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерацииот 7 мая 2018г. №204 и от 21 июля 2020 г.№474.
В декабре 2022 года МБОУ «СОШ №1» г. Зимы прошла конкурсный отбор на соискание статуса базовой опорной площадки Регионального тематического проектного комплекса ГАУ ДПО ИРО. В основную идею школьной программы заложены принципы «мыследеятельности» и «смыслотворчества», принцип «равенства». Нужно отметить, что несмотря на «категорийность» большинства педагогов, мы были вынуждены признать, что к 2021 году в школе существовала проблема, связанная с недостаточным использованием внутренних ресурсов образовательного учреждения в интересах обеспечения дальнейшего непрерывного профессионального роста педагогов. Начался методический мозговой штурм школьной команды. Мы понимали, что требования повседневной жизни всё чаще ставят перед современным педагогом вопрос о его месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Педагог должен определить проблемы и найти пути их решения. По нашему мнению, у большинства коллег во главе угла стоит одна глобальная проблема: недостаточный навык формулирования дефицитов, а, следовательно, неверная постановка цели и перевод этих дефицитов в конкретные шаги – задачи. Актуальность самообразования в условиях отсутствия универсальных механизмов на уровне ОО и применение не всегда эффективных инструментов развития компетенций привели нас к технологии SCRUM.
На первом этапе реализации требований Профессиональных стандартов, «Педагог», «Педагог-психолог», «Учитель-дефектолог» многие педагогические работники испытывали значительные сложности в самоорганизации для работы над профессиональными затруднениями, более того, большинству было сложно признать сам факт «дефицита» на фоне немалого педагогического стажа. В методической разработке «Памятка «Проектирование задач по самообразованию педагога в формате управленческой технологии SCRUM» осуществлена попытка создания алгоритма проектирования индивидуальной образовательной программы по устранению дефицитов с учетом требований Профстандарта. Представлены авторские методические продукты, которые призваны помочь самоорганизоваться непосредственно педагогу или специалисту в рамках наставнической деятельности.
Шаги по направлению к системе, обеспечивающей развитие профессионального мастерства на уровне школы, позволили обеспечить конкретные результаты. Педагогический коллектив в 2022 году имел достаточный наставнический потенциал: 8 молодых учителей и специалистов осваивали профессию в сопровождении 10 опытных наставников (ссылка на вкладку «Наставничество» http://sosh1.eduzima.ru/index.php/nastavnichestvo). На начало 2022-2023 учебного года в нашем образовательном учреждении работало 42 педагога, из них 10 с высшей квалификационной категорией, 14 – с первой, 6 – успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности, еще порядка 12 педагогов значились в плане по проведению аттестации «на соответствие». Заместитель по научно методической работе с июня 2022 года была включена в состав рабочей группы по формированию, проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов Иркутской области (ЦНППМ). Учителя и специалисты были задействованы в апробации региональной автоматизированной информационной системы «ИОМ-офис38».
Мы поставили цель по созданию условий, которые на выходе дадут измеримый результат – уровень профессиональных компетентностей конкретных людей возрастет. Одним из инструментов внешней экспертизы мы по традиции определили оценку результатов профессиональной деятельности в процессе аттестации на квалификационную категорию. И это логично. Итак, с момента реализации программы из 8 молодых педагогов в 2023-2024 учебном году 5 успешно прошли аттестацию на 1 квалификационную категорию с результативным участием в конкурсном движении города и региона. На данном этапе 2024-2025 учебного года еще 3 педагогов готовятся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
Пятеро наставников из числа педагогического состава «СОШ №1» в разные года являлись экспертами, осуществляющими всесторонний анализ педагогической деятельности на установление квалификационной категории педагогических работников Иркутской области. Один педагог входит в состав регионального методического актива.
Успешный педагог, лидер, молодые звездочки, кадровый резерв, региональный методический актив – вот те роли и профессионально значимые статусы,
которые занимают наши коллеги.
- Мы вышли на 2 место в рейтинге участников отборочного заочного этапа регионального конкурса наставников в системе образования Иркутской области «Наставник 38» – 2022 года в номинации «Лучшая управленческая практика реализации наставничества в образовательных организациях».
- Приняли участие в очном этапе регионального конкурса наставников в системе образования Иркутской области «Наставник 38» в номинации «Лучшая управленческая практика реализации наставничества в образовательных организациях».
- Наши педагоги - победители муниципального этапа регионального конкурса «Лучшая методическая разработка -2023» в номинации «Комплект учебно-методических материалов/методических рекомендаций, тема «Проектирование задач наставнической деятельности посредством технологии SCRUM»
- Коллектив представил опыт работы на презентационной площадке «XIII городского образовательного Форума «Образование Зимы – 2023» , на городском практико-ориентированном семинаре «Педагогическая игра как способ реализации модели наставничества.
- Команда единомышленников в 2023 году представила опыт на региональном Фестивале площадок РТПК ГАУ ДПО ИРО как базовая опорная площадка.
- В декабре 2024 года МБОУ «СОШ №1» г. Зимы стала победителем конкурсного отбора Региональной экспертизы лучших управленческих и педагогических практик в направлении «Лучшая практика методического сопровождения молодых педагогов -2024». Опыт представлен на региональном практико-ориентированном семинаре ГАУ ДПО ИРО для школ с низкими образовательными результатами (ШНОР) и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях (зона риска). https://vk.com/wall-211791780_727
- Завершили знаковый для федеральных проектов 2024 год очередной победой в региональном конкурсе ГАУ ДПО ИРО «Методическое продвижение – 2024». https://vk.com/wall-211791780_775