Благодаря национальному проекту «Образование», инициированному президентом, по всей стране на базе школ, в том числе, в сельской местности и небольших городах, открыто более 19 тыс. центров «Точка роста». Они помогают детям знакомиться с современными технологиями и раскрывать их таланты. В центрах проводят уроки по предметам цифрового и гуманитарного профилям, естественно-научной и технологической направленности, а также организуют кружки дополнительного образования.
Наш образовательный центр «Точка роста» открылся в сентябре 2021 года. Его направленность — естественно-научная и технологическая, поэтому есть четыре профиля (лаборатории): биологический, химический, физический и технологический. В каждой из них — новое оборудование, которого до этого в школе не было. Это цифровой микроскоп, различные датчики измерения, приборы, наборы по робототехнике, то есть все, что нужно для углубленного развития детей.
В центре «Точка роста» работает 4 педагога. Для результативного функционирования Центра учителя прошли курсы повышения квалификации в Московском федеральном государственном автономном учреждение дополнительного профессиональное образование «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Формирование ИКТ-грамотности школьников».
Центр задействован при реализации общеобразовательных программ по учебным предметам «Биология», «Химия», «Физика». Помимо основных образовательных программ, в центре «Точка роста» реализуются дополнительные образовательные программы:
- «Биологические лабиринты». Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-17 лет, направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологии, химии и экологии, осознанного отношения к миру живой природы.
- «Юный химик». Программа рассчитана на возраст обучающихся 13-16 лет, направлена на формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.
- «Физический кванториум». Программа рассчитана на возраст обучающихся 10-15 лет, направлена на развитие естественно-научной, математической и информационной грамотности, формирование критического и креативного мышления.
- «Robostars». Программа рассчитана на возраст обучающихся 10 – 15 лет, В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся учатся создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
В январе 2024 года был заключен договор о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 7», центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 9», центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 1» по реализации программы «Робототехника».
На сегодняшний день по программам дополнительного образования занимаются 165 учеников.
Педагоги нашей школы делятся опытом работы в центре «Точка роста». Об использовании оборудования центра «Точка роста» рассказывает Сницарева Нина Викторовна:
«Химия – интересный и сложный предмет, лучше понять и изучить его помогает эксперимент. С новым лабораторным оборудованием у обучающихся появилось больше возможностей для занятий наукой. Они с интересом изучают ее не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности.
В своей деятельности использую реактивы, приборы и цифровую лабораторию, которая обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных прямо во время проведения опыта. Это позволяет оценить и вовремя скорректировать при необходимости ход эксперимента. Результаты отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены для демонстрации в практической деятельности. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерности.
Например, тема «Состав веществ. Закон постоянства состава» для формирования знаний по теме использовалась информация текста и иллюстрации учебника. С появлением оборудования «Точка роста» появилась возможность продемонстрировать наглядно опыт «Разложение воды электрическим током» с прибором для опытов с электрическим током ребята увидели, что происходит химическая реакция и в состав молекулы воды входят атомы в разном соотношении.
На практической работе «Растворимость веществ» используя датчик температуры цифровой лаборатории ребята наблюдали зависимость растворимости от изменения температур. Приготовив перенасыщенный раствор соли обучающиеся, наблюдали за ростом кристаллов тем самым у ребят сформировалось представление о кристаллизации вещества из раствора.
Окислительно-восстановительные реакции, протекающие в водных растворах, часто сопровождаются изменением водородного показателя, так как среди продуктов может быть как кислота, так и щелочь. Для определения среды раствора раньше ребята использовали универсальные индикаторы с помощью, которых могли определить примерное значение pH по окраске индикатора, сравнивая его со шкалой. Работая с датчиком, рН появилась возможность более точно определить числовое значение. Благодаря этому оборудованию появилась возможность проводить исследовательские работы. Например: показать, что при окислительно-восстановительных реакциях возможно образование кислоты или щелочи; определить кислотность почвы перед посадкой растений.
Растворы некоторых веществ способны проводить электрический ток их называют электролитами. Они бывают сильными и слабыми. Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам можно при помощи измерения электропроводности. Для этого использую датчик электропроводности и прибор для опытов с электрическим током. Если электропроводность велика, то исследуемый объект — электролит. Если значение электропроводности меньше, то это не электролит.
За небольшой период работы Центра образования «Точка роста» можно с уверенностью сказать, что жизнь обучающихся существенно изменилась. У них появилась возможность вовлечения в исследовательскую деятельность в урочное и во внеурочное время для создания мини-проектов, а также постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование».