МБОУ "СОШ № 1"
город Зима, Иркутская область
  • Точка роста

    Благодаря национальному проекту «Образование», инициированному президентом, по всей стране на базе школ, в том числе, в сельской местности и небольших городах, открыто более 19 тыс. центров «Точка роста». Они помогают детям знакомиться с современными технологиями и раскрывать их таланты. В центрах проводят уроки по предметам цифрового и гуманитарного профилям, естественно-научной и технологической направленности, а также организуют кружки дополнительного образования.

    Наш образовательный центр «Точка роста» открылся в сентябре 2021 года. Его направленность — естественно-научная и технологическая, поэтому есть четыре профиля (лаборатории): биологический, химический, физический и технологический. В каждой из них — новое оборудование, которого до этого в школе не было. Это цифровой микроскоп, различные датчики измерения, приборы, наборы по робототехнике, то есть все, что нужно для углубленного развития детей.

    В центре «Точка роста» работает 4 педагога. Для результативного функционирования Центра учителя прошли курсы повышения квалификации в Московском федеральном государственном автономном учреждение дополнительного профессиональное образование «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Формирование ИКТ-грамотности школьников».

    Центр задействован при реализации общеобразовательных программ по учебным предметам «Биология», «Химия», «Физика». Помимо основных образовательных программ, в центре «Точка роста» реализуются дополнительные образовательные программы:

    • «Биологические лабиринты». Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-17 лет, направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологии, химии и экологии, осознанного отношения к миру живой природы.
    • «Юный химик». Программа рассчитана на возраст обучающихся 13-16 лет, направлена на формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.
    • «Физический кванториум». Программа рассчитана на возраст обучающихся 10-15 лет, направлена на развитие естественно-научной, математической и информационной грамотности, формирование критического и креативного мышления.
    • «Robostars». Программа рассчитана на возраст обучающихся 10 – 15 лет, В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся учатся создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

    В январе 2024 года был заключен договор о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 7», центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 9», центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ «СОШ № 1» по реализации программы «Робототехника».

    На сегодняшний день по программам дополнительного образования занимаются 165 учеников.

    Педагоги нашей школы делятся опытом работы в центре «Точка роста». Об использовании оборудования центра «Точка роста» рассказывает Сницарева Нина Викторовна:

    «Химия – интересный и сложный предмет, лучше понять и изучить его помогает эксперимент. С новым лабораторным оборудованием у обучающихся появилось больше возможностей для занятий наукой. Они с интересом изучают ее не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности.

    В своей деятельности использую реактивы, приборы и цифровую лабораторию, которая обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных прямо во время проведения опыта. Это позволяет оценить и вовремя скорректировать при необходимости ход эксперимента. Результаты отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены для демонстрации в практической деятельности. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно де­лают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерности.

    Например, тема «Состав веществ. Закон постоянства состава» для формирования знаний по теме использовалась информация текста и иллюстрации учебника. С появлением оборудования «Точка роста» появилась возможность продемонстрировать наглядно опыт «Разложение воды электрическим током» с прибором для опытов с электрическим током ребята увидели, что происходит химическая реакция и в состав молекулы воды входят атомы в разном соотношении.

    На практической работе «Растворимость веществ» используя датчик температуры цифровой лаборатории ребята наблюдали зависимость растворимости от изменения температур. Приготовив перенасыщенный раствор соли обучающиеся, наблюдали за ростом кристаллов тем самым у ребят сформировалось представление о кристаллизации вещества из раствора.

    Окислительно-восстановительные реакции, протекающие в водных растворах, часто сопровождаются изменением водородного показателя, так как среди продуктов может быть как кислота, так и щелочь. Для определения среды раствора раньше ребята использовали универсальные индикаторы с помощью, которых могли определить примерное значение pH по окраске индикатора, сравнивая его со шкалой. Работая с датчиком, рН появилась возможность более точно определить числовое значение. Благодаря этому оборудованию появилась возможность проводить исследовательские работы. Например: показать, что при окислительно-восстановительных реакциях возможно образование кислоты или щелочи; определить кислотность почвы перед посадкой растений.

    Растворы некоторых веществ способны проводить электрический ток их называют электролитами. Они бывают сильными и слабыми. Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам можно при помощи измерения электропроводности. Для этого использую датчик электропроводности и прибор для опытов с электрическим током. Если электропроводность велика, то исследуемый объект — электролит. Если значение электропроводности меньше, то это не электролит.

    За небольшой период работы Центра образования «Точка роста» можно с уверенностью сказать, что жизнь обучающихся существенно изменилась. У них появилась возможность вовлечения в исследовательскую деятельность в урочное и во внеурочное время для создания мини-проектов, а также постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование».

    Шкаруба Жанна Анатольевна об уроках физики с использованием оборудования «Точки роста»:

    «С открытием центра поступили цифровые лаборатории «Архимед» в количестве 3 штук. Данное оборудование на уроках физики используется при изучении новых тем, проведении различных демонстрационных опытов, а также при проведении лабораторных работ. Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент. Современные экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. Одним из универсальных учебных действий (далее — УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». Учебный эксперимент по физике, проводимый на традиционном оборудовании (без применения цифровых лабораторий), не может в полной мере обеспечить решение всех образовательных задач в современной школе. Цифровая лаборатория кардинальным образом изменяет методику и содержание экспериментальной деятельности и помогает решить вышеперечисленные проблемы. Широкий спектр цифровых датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. С помощью цифровой лаборатории можно проводить длительный эксперимент даже в отсутствии экспериментатора. При этом измеряемые данные и результаты их обработки отображаются непосредственно на экране компьютера. Например, при изучении темы «Колебательное движение» при демонстрации используется датчик ускорения; при изучении темы «Давление жидкостей и газов» используется датчик давления; при изучении темы «Тепловые явления » используется датчик температуры; при изучении темы «Электрические явления» используются датчики напряжения, силы тока; при изучении темы «Магнитные явления» используется датчик магнитного поля. Также данное оборудование позволяет более эффективно организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся».

    Дорощенко Екатерина Олеговна отмечает:

    «Биология – одна из самых удивительных наук! Большое разнообразие объектов изучения, интересных и завораживающих процессов! А главное то, что эта наука постоянно развивается, делая уникальные открытия! И, конечно, изучать биологию только теоретически – непростительная ошибка! Оборудование «Точки роста» - это еще один способ достучаться до сердец детей, показывая биологию с разных сторон! Ребенку будет куда более интересно узнать строение клетки, если он сам приготовит препарат и будет с ним работать, используя новое оборудование, которое легко в обращении, нежели он просто посмотрит строение клетки на страницах учебника! Мы сможем не просто прочитать о влиянии солнечного света на процессы фотосинтеза, но и доказать это, устроив небольшой эксперимент. И таких примеров можно привести огромное количество! Изучив оборудование центра «Точка роста» в первый год открытия, я внедрила его в свою программу и уже с новыми возможностями и новыми подходами создавала интересные уроки. Но важен и тот факт, что «Точка роста» расширяет для нас работу в сфере исследовательских и практических работ во внеурочной деятельности. С новым оборудованием я могу брать темы, которые были недоступны или сложно выполнимы «до». Датчики освещенности, влажности, температур, PH и многое другое! Я думаю, учитель найдет применение каждому прибору. «Точка роста» на сегодня – это правильное направление для того, чтобы раскрыть и показать красоту науки и заинтересовать ею детей!»

    Жилкина Елена Анатольевна говорит о робототехнике в рамках проекта «Точка роста»:

    «Внедрение робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Круг задач, решаемых робототехникой, достаточно широк, поскольку робот может выступать не только объектом для изучения, но и средством учебного моделирования и конструирования. В основе робототехники лежат игровые технологии, этим в значительной степени обусловлена ее популярность. Безусловно, игра является эффективным методом и формой организации обучения, она позволяет школьникам учиться, не замечая процесса обучения. Использование оборудования по робототехнике в рамках «Точки роста» помогает поддерживать индивидуальный подход к обучению. Учащиеся могут работать в собственном темпе, выбирая сложность задач в зависимости от уровня своих знаний и навыков. Например, новички могут начинать с простых задач по сборке и программированию роботов, а более опытные учащиеся могут разрабатывать сложные алгоритмы управления, используя такие языки программирования, как Python или C++. Это позволяет каждому ученику погружаться в изучение робототехники на своём уровне, что делает процесс обучения более доступным и увлекательным. Практическое применение знаний, полученных на занятиях по робототехнике, также является важным аспектом обучения. Учащиеся могут применять свои знания в реальных проектах, создавая роботов для решения конкретных задач. Например, на уроках они могут разрабатывать автоматизированные системы для выполнения бытовых задач или создавать роботов для выполнения работ в труднодоступных местах. Это помогает школьникам понять, как их знания могут быть использованы на практике, что мотивирует их к дальнейшему обучению и развитию в области инженерных дисциплин».

    В заключение, введение робототехники в рамках проекта «Точка роста» открывает перед школьниками новые возможности для развития инженерных и творческих навыков. Работа с роботами помогает учащимся развивать аналитическое мышление, практические навыки программирования и конструирования, а также готовит их к участию в современных научных и инженерных проектах. Программа способствует формированию у школьников интереса к техническим дисциплинам и мотивирует их к дальнейшему обучению и самосовершенствованию в условиях цифрового общества.

    Ученики «Точки роста регулярно участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно практических конференциях.

    Участие в мероприятиях:

    № п/п

    год

    Мероприятие

    Ф.И. учащегося

    Результат

    1

    2021

    Региональный конкурс научно-технической направленности «Научный прорыв»

    Коллектив участников:

    Хегай Ева, Григорьев Семен, Лопатин Павел, Ефимова Дарья, Сапегина Валерия.

    Победитель

    2

    2021

    Зональный дистанционный конкурс детского технического творчества «Мой помощник Lego-робот»

    Самарин Егор

    Победитель

    Покооглы Даниил

    Призер

    Семенюгин Сергей

    Победитель

    3

    2022

    Городской конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожная азбука»

    Коваленко Денис

    Победитель

    II место

    Кудрявцев Виталий

    Победитель

    III место

    Коллектив участников:

    Григорьев Семен, Сапегина Валерия.

    Лопатин Павел, Хегай Ева

    Победитель

    I место

    4

    2022

    XVIII городская научно- практическая конференция обучающихся 5 – 8 классов «Знание -  нравственная сила, Юниор!»

    Семенюгин Сергей

    Победитель

    III место

    Самарин Егор

    Поощрительный

    5

    2022

    VIМеждународная научно-практическая конференция обучающихся, педагогов, наставников «Молодежь. Образование. Общество»

    Шаничева Дарья

    Участник

    6

    2023

    XVII зональная научно-практическая конференция «За страницами учебника»

    Семенюгин Сергей

    Диплом победителя

    7

    2023

    Городская олимпиада по химии

    Крез Павел

    Победитель

    2 место

    Шумеев Николай

    Победитель

     2 место

    Кудаева Наталья

    Победитель

     3 место

    8

    2023

    Региональная олимпиада по химии

    Крез Павел

    Участник

    Шумеев Николай

    Участник

    9

    2024

    XX городская научно практическая конференция обучающихся 5 – 8 кл. «Знание -  нравственная сила, Юниор!».

    Покооглы Даниил

    Диплом победителя

    I место

    10

    2024

    XVIII зональная научно-практическая конференция «За страницами учебника»

    Шакирова Раенахон

    Диплом

    призера

    11

    2024

    Городской УПК «Мир вокруг нас».

    Байкулова Галина

    Диплом победителя.

    12

    2024

    ИГУ научно-практическая конференция

    Шакирова Раенахон

    Участник

    Долбня Анастасия

    Участник

    Подводя итог работы центра, можно с уверенностью сказать, что с появлением  школьного Центра образования «Точка роста», открывшегося в сентябре 2021 года, наша школьная жизнь существенно изменилась. Расшились возможности как обучения самих ребят, так и преподавания учебных предметов естественнонаучного цикла педагогами на более высоком современном уровне, которое является требованием сегодняшнего дня.

    Появилась возможность вовлечения все большего количества учащихся в исследовательскую деятельность в урочное и во внеурочное время, в создание индивидуальных проектов ребятами. И, вместе с тем, изучать науку на более высоком интегрированном уровне, осваивать новые, в том числе цифровые технологии, используя современное лабораторное цифровое оборудование центра «Точка роста».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie